Спорт и здоровый образ жизни

   Цель нашего сайта — не только рассказать о Панкратионе и других видах борьбы, но и продемонстрировать важность роли спорта в поддержке здорового образа жизни в современных условиях. Практически все ранние цивилизации относились к своему телу так же серьезно, как и к душе, не пренебрегая им, но и не преувеличивая его потребностей. Сегодня же мы зачастую впадаем в крайности, забывая о том, что истинно развитый человек — это гармонично развитый человек, способный достигать баланса ума, души и тела.
   Спорт сегодня — не только соревнование и азарт, но и, зачастую, неотъемлемая часть повседневной жизни. Пригласив спорт в свою жизнь, можно почувствовать себя гораздо более приближенным к реальности, четче осознать свои потребности и стремления, усовершенствовать свою физическую форму. Спорт — это не обязательно изнурительные тренировки, это может быть утренняя пробежка в парке, зимний поход на лыжах по снежному лесу, плавание в речке или озере, занятия йогой или гимнастикой.
   Забота о себе и своем теле также включает в себя правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, употребление чистой воды и травяного чая, составление комфортного для вас режима дня, позволяющего выспаться и завершить все необходимые дела. Выберите свой ритм, созвучный ритму самой жизни, займитесь любимым видом спорта, и мир вокруг покажется многоцветным и удивительным.
   Что такое здоровый образ жизни, каждый понимает по-своему. Для кого-то это просто отсутствие вредных привычек, для кого-то активные занятия спортом, а для кого-то самоистязание диетами.
      На самом деле здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя все вышеперечисленное в равных долях.
Для того, чтобы гордо называться здоровым человеком, необходим спорт. Даже если у вас нет проблем с лишним весом, физическая нагрузка должна присутствовать в любом возрасте.
     Чтобы тренировки не стали тяжелым испытанием и каждодневной повинностью, необходимо соблюдать некоторые правила. Тренировки должны быть регулярными. Не важно, какой именно активности вы отдаете предпочтение. Это может быть как спортивная игра: футбол, теннис или баскетбола, так и комплекс упражнений. Главное, заниматься с определенной очередностью. Только тогда спорт будет приносить радость и результат. Главная ошибка тех, кто однажды решил, что здоровый образ жизни и спорт неразделимы – чрезмерная усердность в занятиях. Человек, далекий от спорта, начинает, например, качать пресс каждый день по часу, страдает от мышечных болей, и спустя месяц замечает, что никаких изменений в фигуре не произошло. Так получается потому, что постоянная нагрузка не дает организму построить новую мышечную ткань, и вожделенные "кубики" не появляются. Если построить тренировки так, чтобы нагрузка равномерно чередовалась с отдыхом, то рост и укрепление мышц произойдет довольно быстро.
     Диета – еще одно ключевое слово, входящее в понятие здорового образа жизни. Поэтому хочется еще раз напомнить про то, что же действительно является диетой, которая дополняет здоровый образ жизни и спорт. Правильная диета – это не кратковременная акция голодания. Это стиль питания, которого нужно придерживаться всегда. В нормальную, полезную диету входят все натуральные продукты, такие как мясо, рыба, жиры, овощи, мука, фрукты, сахар и соль. Организму нужны все элементы, и отказываться от группы продуктов неверно. Отказаться надо от излишка еды, а также от различных химических и модифицированных добавок. В идеале должен соблюдаться режим питания, но это условие выполнить очень сложно, учитывая степень занятости современного человека.
     Очень грубая ошибка многих – одновременно заниматься спортом и садиться на голодную, низкокалорийную диету. Для функционирования организма, для поддержания сил, обновления клеток и развития мышечной структуры необходимо есть жиры, углеводы и белки.
     Здоровый образ жизни – это хорошее самочувствие, позитивное настроение, адекватная психика и готовность к различным жизненным испытаниям. Наконец, это способ сохранить нормальный генофонд и обеспечить здоровье будущему поколению.
Быть здоровым – это достаточно просто. Нужно только поставить перед собой цель, найти единомышленников, и тогда первые трудности переживутся легко. А дальнейшая легкость и позитив еще больше укрепят вас на пути здорового образа жизни и сделают из вас пример для подражания для всех тех, кто только думает становиться на данный путь.

Почему спорт губит молодёжь?

   Припомнил одну фразу Петра Францевича Лесгафта, которая в своё время немало меня озадачила: «Молодёжь губят три вещи: вино, азартные игры и спорт».

   Как же так, институт Лесгафта дал стране не один десяток великих спортсменов, а его основатель, оказывается, против того, чтобы молодёжь занималась спортом?

   Некоторые не знают, что физкультура и спорт – это вовсе не одно и то же, и, делая два раза в неделю утреннюю пробежку, говорят, что они занимаются спортом. Современный спорт подразумевает под собой соревновательную деятельность, направленную на достижение победы в состязаниях. Без соревнований он превращается в комплекс физических упражнений, которые можно назвать адаптивной, массовой или лечебной физкультурой, физической рекреацией или физвоспитанием, в зависимости от целей и методов. А все эти понятия вместе, являются составными частями физической культуры, то есть той стороны общей культуры человека, которая содействует развитию биологического и духовного потенциала его личности.

   Всё дело в отношении и мотивации к занятиям спортом. Когда они переходят грань, разделяющую увлечение и фанатизм, когда главная цель – обойти другого, «сорвать» медали, несмотря ни на что, спорт, без сомнения, становится вредным, вызывает зависимость, не уступающую по силе тем же азартным играм или пьянству, о которых упоминал Пётр Францевич в своих трудах.

   Один мой знакомый культурист, который добился высоких результатов в бодибилдинге, так рассказывал о своём пути к пьедесталу: «Вся моя жизнь была посвящена культуризму. Просыпаясь по утрам и ложась спать, я думал только о том, как нарастить мышечную массу, чтобы победить. При встрече с друзьями, основным предметом разговора, была тема объёма бицепса ». По его же рассказам, все, кто стоит на самых высоких ступенях этого вида спорта, не понаслышке знакомы со стероидами и анаболиками.

   Часто именно соревновательная деятельность, основанная на погоне за результатом, подстегивает к такому фанатизму. Это происходит оттого, что изначально, цель занятий – показать себя лучше других, стать первым, даже путём личностной деградации и применения, вредных для здоровья препаратов.

   Вернёмся к трудам П. Ф. Лесгафта. По его учению, физические упражнения должны гармонично содействовать умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека. То есть цель их – комплексно, наряду с другими сторонами образования, способствовать духовному росту личности, а не получению призов, наград и других подобных жизненных бонусов. Всё это может присутствовать в занятиях спортом, но не должно становиться его смыслом.

    А вот ещё один факт. Учёные доказали, что если «фанат спорта» вдруг прекратит занятия, у него тут же заработают отделы мозга, которые отвечают за пристрастие к курению, азартным играм, алкоголю. На фоне этого могут появиться такие отклонения, как булимия (резкое усиление аппетита) и анорексия (навязчивое стремление к снижению веса), сопровождающиеся депрессией. Может быть, из-за этого некоторые спортсмены по окончании своей карьеры теряют смысл в жизни, спиваются, подсаживаются на наркотики или просто толстеют, утрачивая мотивацию к выполнению даже элементарных физических упражнений.

   Так что же, спорт вреден? Твёрдо скажу: полезен и нужен! Но, как и во всём в жизни, здесь нужно придерживаться заповеди «Не сотвори себе кумира» и правильно расставить приоритеты. Победа в соревнованиях – не должна стать смыслом жизни. Спорт – не предмет поклонения, это средство гармоничного, разностороннего развития личности. Только в таком контексте он не противоречит учению П. Ф. Лесгафта.

I 39       Красноярск. Ученики спортивного клуба " Панкратион "

   Анатолий Серяк и Владимир Суманеев.

     Как заставить себя делать утреннюю зарядку?


       Прежде всего, необходимо дать определение понятию утренней гимнастики или зарядки. Зарядка – это не тренировка. Это комплекс простых физических упражнений, способствующий активизации нашего организма после сна, приведения всех его систем к состоянию бодрствования.
      Если занятия утренней гимнастикой проводить систематически, на протяжении длительного срока, то мы можем улучшить свою сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную системы, укрепим мышцы, улучшим осанку и усилим обмен веществ. Все это в сумме повышает работоспособность, улучшает общее самочувствие, аппетит и сон. Всего-то нужно уделять 10-15 минут на выполнение несложных упражнений. Но как завставить себя встать раньше даже на 15 минут? Утренняя зарядка позволяет использовать в качестве исходных положений сидя и лежа. То есть вы можете начать делать утреннюю зарядку не вставая с постели. Важно знать, что для приобретения полезной привычки уходит примерно 20 дней ее повторов.
      Утренняя зарядка не предназначена для того, чтобы тренировать организм и должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Утренняя зарядка призвана усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя гимнастика исключает использование упражнений на силу и выносливость.
      Утренняя зарядка предписывает все делать медленно и без резких движений. Нагрузка и интенсивность утренней зарядки должны быть значительно меньше, чем в дневных тренировках. В целом утренняя гимнастика не должна вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.
      Для достижения наилучшего эффекта утренняя зарядка должна заканчиваться водными процедурами: обтиранием или душем.

007 1 ~1

   Сеневич Ритус.

Значение тренировок для прекрасной половины человечества!                                                                                    ( материал взят у РБМ )

90yet Nf Bvs E

Девушки тренируются в двух форматах. Это только женский коллектив и смешанный коллектив.
Если коллектив чисто женский, то там, как правило, речь идет о красоте, фигуре или они служат как подготовительный этап для перехода в коллектив смешанного типа. В женском коллективе им проще объяснятся и понимать друг друга, в силу одинаковой направленности мышления и знания психофизиологических особенностей. Но в таком коллективе многие из девушек не могут реализоваться или испытывают определенный дискомфорт.

В коллективах смешанного типа, как правило, всё проходит в другом формате, и имеют место другие взаимоотношения. Мы будем рассматривать в данной статье только коллективы занимающиеся единоборствами, на примере русского боевого многоборья. И статистических данных полученных в ходе изучения данного вопроса.
Для понимания ситуации нужно сделать небольшой исторический экскурс. В древности женщины участвовали в сражениях и защите своих поселений. Самыми известными, из них являлись амазонки, как формирование воинского типа. На Руси женщины также зачастую защищали города, что отражено в исторических документах. Таким образом, историческое наследие говорит нам о части женщин как о защитницах и хранительницах очага. С другой стороны современность с повальной деградацией мужского населения, подталкивает женщин уметь защитить свою честь и достоинство. Основным навыком женщин всегда служило фехтование, как область где владения оружием уравновешивает шансы, несмотря на различия в физической силе. Что, однако, не отменяет навыков владения ударными и борцовскими видами.

Разберем основные моменты значения тренировок для девушек и женщин:
1. Умение защитить себя и своё потомство.
Несомненно, что женщина в силу специфических особенностей и строения организма не обладает равной силой с мужчиной. Но путем регулярных тренировок, она может выработать определенные навыки позволяющие продержаться до прихода мужчин защитников. Или ошеломив нападающих, успеть ретироваться с места нападения. В отдельных случаях такое нетипичное поведение останавливает агрессию еще на фазе возникновения. При применении же орудий фехтования женщина может выстоять против мужчины практически в равном поединке.
2. Нахождение в среде качественных мужчин.
Находясь на тренировке, женщина оценивает силу окружающих её мужчин и определяет критерии отбора по биологическому признаку. Так как типы мужчин на тренировке разные, то и разброс параметров позволяет вывести типаж необходимый для конкретной женщины. Эта биологическая программа продиктована естественным стремлением женщины получать потомства от мужчин с лучшим набором характеристик. Социализация влияет на данную программу, но биологические мотивы намного сильнее, хотя зачастую могут и полностью не осознаваться.
2.1. Женщине важно осознавать свою привлекательность в среде мужчин. А если это коллектив качественных мужчин, то её самооценка только повышается. Кроме того мужчины в подобных коллективах зачастую относятся к женщинам как к младшим сестрам. Ибо качественные мужчины не смешивают время для своего развития с брачными играми, время которым строго отведено в свободное и не занятое основными обязанностями время. То есть налицо приобретение ряда защитников, что в любых исторических условиях оценивается очень высоко. Любой мужчина со стороны, понимая с кем, и как проводит часть своего времени женщина. Будет намного аккуратнее в своих высказываниях и намерениях. Ибо прекрасно понимает, что ему могут сделать сеанс внушения и, обучения хорошим манерам, не смотря на условности.
3. Стройность и фигура.
Женщины всегда остаются женщинами и занятия позволяют поддерживать фигуру и форму в хорошем состоянии. На данных занятиях, нет работы с большими весами и, соответственно женская фигура остается женской, а не напоминает мужскую фигуру как в некоторых видах, пусть и считающихся женскими. Единоборства могут иной раз оставлять на теле женщин следы в виде синяков и ссадин, но тем больше поводов применить одежду и макияж скрывающие эти следы. При одновременном эксклюзивном подходе к данному вопросу. К примеру, распространенные длинные платья и перчатки до локтей прекрасно скрывали и скрывают последствия фехтовальных дисциплин. Да и в ударных дисциплинах не один квалифицированный тренер не выпустит девушку и женщину без полного защитного снаряжения на поединок, пусть и учебный.
4. Фактор лидерства.
В окружении по-настоящему крепких и сильных мужчин женщина может расслабиться и не быть лидером, впрочем, в таком коллективе это невозможно в принципе. Муж чины принимают решения и следуют им, а женщина может сгладить некоторые острые моменты. Тем самым женщины отдыхают от современного общества, где им приходится играть роли не типичные для слабого пола. Ведь нередки в современном мире случаи, когда женщины командуют, а подобия мужчин лишь вздыхают и выполняют все распоряжения, не пытаясь исправить ситуацию.

При взвешенном подходе мы видим, что женщины в смешанных коллективах ищут не только возможность улучшить свою жизнеспособность, но и также способствуют биологической программе развития. В мире, где всё перемешано и зачастую непонятно во взаимоотношениях между полами, в силу различных социальных факторов и лженаучных теорий. Тренировки служат зачастую единственным местом, где еще действуют древние биологические механизмы идентификации половой принадлежности и поведения. Это зачастую может пугать или отталкивать девушек, в силу воздействия социализации в её отрицательной к биологии части. Всё естество женщины может тянуться к подобному времяпрепровождению, но усвоенные социальные установки будут вступать в противоречие с биологической программой. Что ведет к различного рода осложнениям, как в психологическом, так и физиологическом плане. Соответственно если женщина чувствует необходимость в тренировках, то она должна получить данный опыт и попытаться реализоваться в его рамках. Плюсов от занятий намного больше, чем минусов, а уверенность в собственных силах и гармоничное развитие вообще не имеют цены.

  Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов

7ub K Heud Or4  Немеров Артем, ученик спортивного клуба *Панкратион*.


Регуляция психических состояний
Коррекция динамики усталости
Снятие избыточного психического напряжения
Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)
Релаксация
Аутогенная тренировка (АТ)
Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции
Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ
Аутогенная тренировка (регуляция психических состояний)
Применение аутогенной тренировки у спортсменов
Классическая методика И. Шульца
Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний)
Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)
Идеомоторная тренировка
Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)

    Регуляция психических состояний

При всей многогранности динамики психических состояний в спортивной деятельности специфика предмета психогигиены спорта позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется психорегуляция: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения, преодоление состояния фрустрации.

Психологи спорта разработали широкий спектр методик, средства успешного решения вопросов психогигиены в перечисленных выше типичных ситуациях, включающих как вмешательство извне (гетерорегуляцию), так и саморегуляцию. Решение задач психорегуляции осложняется, как правило, наличием особых фаз в динамике этих состояний.

Например, нарастание усталости проходит фазы апатии, повышенной возбудимости и функциональных расстройств (вплоть до заболеваний).

    Коррекция динамики усталости

Коррекция динамики усталости в самом общем виде сводится к назначению щадящего режима нагрузок, поскольку нарастание утомления сопровождается повышенной чувствительностью, болезненным восприятием воздействий, ранее воспринимавшихся как нормальные или малозначимые.
В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы: смена деятельности, строгое соблюдение режима нагрузок и отдыха внушение и самовнушение сна и сноподобных состояний, обучение спортсменов рациональным приемам отдыха при кратковременных паузах, предусмотренных регламентом соревнований, а также электроанальгезия, электронаркоз, специальные аудио- и видеозаписи картин природы.

    Снятие избыточного психического напряжения

Снятие избыточного психического напряжения сопряжено со стратегией десенсибилизации, то есть снижения чувствительности, вызвавшим неадекватное психическое напряжение, а также с устранением объективных причин стрессового состояния. К числу явных проявлений избыточного психического напряжения относится "предстартовая лихорадка". Она может быть вызвана непосильностью задачи, поставленной перед спортсменом или командой, переоценкой собственных сил и возможностей, своеобразным "заражением" нервозностью другого спортсмена или команды и т.п.

Существует две принципиально различные ситуации, в которых необходимо снятие избыточного психического напряжения: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения по ходу соревнования.
В первом случае: спортсмен может рассчитывать на помощь извне, а во втором чаше всего он должен полагаться на собственные возможности.

Средства которые используются для снятия предстартового избыточного психического напряжения, носят прежде всего успокаивающий характер. Наибольшей эффективности обладает сочетание гипносуггестивных воздействий и электроанальгезии, которая чаще всего играет роль отвлекающего фактора. Крайнее безразличие, "предстартовая апатия" после избыточного возбуждения встречается редко, хотя и не исключены полностью. При возникновении избыточного психического напряжения в процессе соревнования основное место отводится средствам саморегуляции; эффект саморегуляции зависит от владения арсеналом ее приемов, адаптированных к условиям соревнований конкретном виде спорта.

    Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)

Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой для возникновения стойких негативных эмоций, а в сочетании с утомлением и стрессом представляет значительную опасность для психического здоровья спортсмена (не говоря уж об исходе соревнования).

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и самоубеждение.

Особое место в регуляции психических состояний спортсменов занимают средства саморегуляции. Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетание. Различают самоубеждение и самовнушение.

Самоубеждение - воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества.

Самовнушение - способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина.

С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. В качестве примера приведем общеизвестные достижения йогов в регуляции обмена веществ, работы сердца, температуры тела. В культуре и науке народов мира накоплены обширные сведения о саморегуляции.

В спорте чаще всего используются четыре разновидности психической саморегуляции: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.

    Релаксация

Релаксация - это расслабление. Термин произошёл от латинского "relaxatio", обозначающего собой уменьшение напряжения, ослабление, облегчение, расслабление. В современной психологии словом "релаксация" обычно обозначают состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная долговременная релаксация возникает во время сна, при опьянении, под воздействием транквилизаторов или снотворных и т.д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению.

Релаксация помогает справиться со стрессом. Стресс - это напряжение (как физиологическое, так и психологическое). Расслабление, или релаксация, - состояние, противоположное напряжению. Поэтому навыки быстрого расслабления позволяют эффективно снижать уровень стресса.

Релаксация лучше, чем транквилизаторы. Во-первых, релаксация действует быстрее, можно эффективно расслабиться за полминуты, в то время как таблетки начинают действовать через 20-30 минут после их приёма.

Во-вторых, релаксация не вызывает побочных эффектов, свойственных транквилизаторам - заторможенности, рассеянности, ухудшения концентрации внимания, снижения работоспособности и т.д. Наоборот, релаксация улучшает эти показатели.
В-третьих, релаксация, в отличие от транквилизаторов, не вызывает зависимости (которая сама по себе может стать более тяжёлой проблемой, чем та, для устранения которой были назначены транквилизаторы).

Одним из самых надёжных способов обучения релаксации является метод нервно-мышечной релаксации по Джейкобсону. "Секрет" метода заключается во взаимосвязи между отрицательными эмоциями и напряжением мышц. Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. И эта взаимосвязь стресса и мышечного напряжения такова, что если Вы научитесь произвольно снижать избыточное мышечное напряжение, Вы тем самым научитесь эффективно управлять своими эмоциями.

Обучение релаксации проводится в три этапа.
На первом (базовом) этапе учатся целенаправленно расслаблять ВСЕ мышцы в максимально удобных, комфортных условиях, при отсутствии помех.

Второй этап - обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью: при письме, чтении, разговоре и т.п. Учатся устранять избыточное, ненужное напряжение в мышцах в обычных, повседневных условиях.

На третьем этапе нужно будет, внимательно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге, смущении, и затем мысленной командой, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы. Когда спортсмен научится это делать, он сможет сознательно и произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.

    Аутогенная тренировка (АТ)

Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения.

Широко распространено мнение, что АТ - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния.

Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности.
АТ способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности.

    Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции

Базисным элементом АТ является тренированная мышечная релаксация на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АТ.

Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой на которой основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода - регуляции функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование.
Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.

    Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ

Основные нейропсихологические эффекты связаны с развитием способности к образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями.

Особенно демонстративно влияние АТ на память. В процессе АТ повышается способность к запоминанию иностранных слов, появляется гипермнезия.

С помощью АТ можно целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние с эффектами автоматической речи и автоматического письма. Возможно также погружение в состояние общей каталепсии.
* АТ повышает скорость сенсомоторного регулирования, способствует концентрации внимания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности, внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной адаптации и общительности.
* АТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека.
* Краткосрочный отдых в аутогенном расслаблении ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках.

Действенность самовнушения при АТ вероятно объясняется тем, что оно проводится в состоянии релаксации и сопровождается развитием легкого гипнотического фазового состояния. В этом состоянии следовой раздражитель может приобрести большую силу воздействия, имеет значение и то, что самовнушения многократно повторяются для регулирования непроизвольных вегетативных функций, необходимо много раз вызывать представления, направленные на эту функцию.

    Аутогенная тренировка (регуляция психических состояний)

Аутогенная тренировка (АТ) состоит из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение, вторая предполагает переход человека в особое состояние - надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств. При этом человек не представляет, каким путем может быть достигнуто желаемое, полностью полагаясь на возможности своего организма. Степень овладения данным методом психорегуляции зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступеням которой, человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений, развития психики.

    Применение аутогенной тренировки у спортсменов

1. Снижение чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности.
Существующие независимо от нас эмоции отражают наше отношение к окружающему, позволяет оценивать происходящее сточки зрения значимости для организма. Тесно взаимосвязаны с ориентировочной реакцией и биологически целесообразны, т.к. мобилизуют организм к условиям деятельности в новых условиях.

Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмоциональной напряженности, чувства тревоги, психогенного беспокойства, волнения во время публичного выступления, в спорте.
Для мышечной релаксации овладевают 1 и 2 стандартными упражнениями.

Лицам, страдающим страхом перед публичным выступлением рекомендуется вызывать образы, связанные с ассоциацией покоя. Перед выступлением следует сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных конечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.

2. Регуляция сна.
АТ позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время.
Для вызывания сна проводится первое упражнение без выведения из состояния покоя.
Релаксация переходит в сон.
Для пробуждения применяют самовнушение.

3. Краткосрочный отдых.
Для быстрого восстановления сил рекомендовано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.
4. Активизация сил организма.

С помощью АТ возможно устранение сонливости, вызов чувства бодрости, подготовка к действию. Для этих целей возможно самовнушение стенических эффектов: гнева, ярости, вызывания соответствующих образных представлений и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов, связанных у данной личности с активной деятельностью. Возможно прямое самовнушение чувства бодрости по окончании сеанса АТ.

5. Укрепление воли, коррекция поведения, характерологических особенностей и мобилизация личностных ресурсов.
Для укрепления волевой активности применяют метод самовнушения в состоянии релаксации. Формулы индивидуальны, но краткие и в утвердительной ферме. Например: «Намерения тверды», «Намеченное выполню».
Для борьбы с вредными привычками, корректировки нежелательных характерологических особенностей применяются формулы: «Уверен в себе», «Я людям приятен», «Говорю тихим голосом», «Спокоен, всегда спокоен» (повторять следует 5-10 раз в покое или прибегая к элементам внушения).

Применение АТ позволяет ускорить обучение и повысить эффективность работы. При этом удается повысить скорость ответных реакций, установить внимание, улучшить оперирование данными, способность распознавать сигналы, а также стабилизирует эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях.

АТ способствует подготовке человека к пребыванию в экстремальной обстановке, понижает эмоциональную напряженность ситуационно обусловленную, повышает скорость адаптации. С помощью АТ можно также влиять на концентрацию внимания, объем памяти и влиять на биоритмы.

    Классическая методика И. Шульца

Перед началом упражнений тренирующемуся в доступной форме объясняют физиологические основы метода и ожидаемый эффект.
Тренировку можно проводить в любое время дня.
Первые сеансы проводят в теплом тихом помещении, при неярком свете, в дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на эти факторы и может проводить сеансы даже в автобусе хорошо владея методикой. Важно принять удобное положение, исключить мышечное напряжение. Тренировку проводят либо сидя, либо полусидя, либо лежа. Для большей сосредоточенности следует закрыть глаза.

Классическая методика Шульца включает следующие упражнения:
1. упражнение на вызывание ощущения тяжести. 3-4 раза в день следует повторять: «Моя правая рука очень тяжела», - по 5-6 повторений, и 1 раз: «Я совсем спокоен».
Когда ощущение возникает легко и проявляется отчетливо, упражнение усвоено.
2. упражнение на вызывание ощущения тепла.
Сначала следует вызвать ощущение тяжести, потом 5-6 раз сказать: «моя правая рука теплая» и 1 раз: «Я совсем спокоен».
3. управление ритмом сердечной деятельности.
Необходимо мысленно научится считать АД и ЧСС. Вначале – лежа, правую руку приложить к левой лучевой артерии или к сердцу. Под локоть подложить подушки. Сначала вызвать ощущение тяжести и тепла. Затем 5-6 раз повторить: «Сердце бьется спокойно и ровно» и 1 раз: « Я совсем спокоен».
4. овладение регуляцией ритма дыхания.
Предварительно выполняют 1, 2, 3 упражнения, затем 5-6 раз повторяют: «Дышу спокойно и ровно» и 1 раз «Я совсем спокоен».
5. Упражнение на вызывание тепла в эпигастральной области.
Сначала 1-4 упражнения, затем 5-6 раз сказать: «Мое солнечное сплетение излучает тепло» и 1 раз: «Я совсем спокоен».
6. Упражнение направленное на вызывание ощущения прохлады в области лба.
Сначала 1-5 упражнения, затем 5-6 раз повторить: « Мой лоб прохладен» и 1 раз: « Я совсем спокоен».
Когда эти упражнения хорошо освоены, некоторые формулы можно заменять: «Спокойствие…», «Тепло…», «Тяжесть…», «Сердце и дыхание спокойно», «Лоб прохладен», «Солнечное сплетение теплое».
В конце сеанса – руки сгибают и разгибают в локтевом суставе 3 раза, сопровождая это глубоким вздохом- выдохом, следует широко открыть глаза.
Каждое новое упражнение тренинга повторяют для усвоения в течение 2 недель по 3-4 раза ежедневно. На освоение всей методики требуется 12 недель.
Это приведены упражнения стандартной «низшей» ступени. К высшей ступени – аутогенной медитации (самосозерцанию), относится управление научением ярко визуализировать представления и погружать себя в «нирвану». Но это направление методики не нашло широкого клинического применения.

    Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний)

Психурегулирующая тренировка (ПТР) представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом. Она адресована людям, хорошо владеющим релаксацией мышц, практически здоровым, уделяющим большое внимание развитию координации движений. В связи с этим в ПРТ не применяются формулы, вызывающие чувство тяжести в конечностях. Иногда, напротив, включаются формулы преодоления этого чувства (если оно все-таки возникает). Главной задачей ПРТ является управление уровнем психического напряжения.

    Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)

Психомышечная тренировка (ПМТ) направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Методика более проста в сравнении с АТ и ПРТ, доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют четыре ступени перехода расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности.

    Идеомоторная тренировка

Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

Представление движений можно классифицировать следующим образом:
• как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;
• как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;
• как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.

Все три функции характеризуются синхронностью.
Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.
Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки, разработанная на основе этих принципиальных научных позиций.

I. Внутренняя актуализация:
а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения);
б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;
в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием).

II. Внешняя реализация:
а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;
б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).

При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:
• в начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;

• содержание программ идеомоторной тренировки должны вырабатывать совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. Программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности спортсмена в данный момент;

• часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;

• число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены;

• информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.

Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить "мышечную выносливость" (И.Келси, 1961), спортивную работоспособность (Г.Тивальд, 1973) и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках (В.Я.Дымерский, 1965; А.А.Белкин, 1969). Идеомоторика эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями (А.В.Алексеев, 1968).

Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.

Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.
Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.

Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами - и заключается суть "идеомоторного принципа построения движений".

Подведем основные итоги.
Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:
во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;
во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;
в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении.
К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод "проб и ошибок".

Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)

Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%).

В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и ряд других методик: "наивная психорегуляция" (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулируюшие комплексы физических упражнений.

    Освоив идеомоторную тренировку,   Вы:

повысите концентрацию внимания;
приобретете уверенность;
сможете управлять своими эмоциональными реакциями во время соревнований;
сможете с помощью своего воображения тренировать необходимые для вашего вида спорта навыки и умения;
получите возможность снимать боль и ускорять восстановление после травмы;
сможете перевоплощаться в образ, который ассоциируется у вас с победителем;
находить и корректировать технические ошибки;
настраиваться перед выступлением.

Dum Man Shooting Ua

         Алкоголь в Спарте

Ih6 O8 Nl0 E So

В Спарте свободные спартанцы вообще не употребляли вина, усердно спаивая своих рабов, которым вменялось в обязанность обязательно выпивать четыре чашки вина в день. Именно поэтому любое многочисленное восстание рабов подав­лялось небольшими силами спартанских войск. Интересным и весьма поучительным в этом смысле представляется спартанс­кий ритуал посвящения молодых людей в воины.

Выглядело это примерно так. Молодые люди выстраивались вместе с опытны­ми воинами в каре. Посредине нескольким рабам последователь­но давали одну, две, три чашки вина и заставляли их вы­полнять различные воинские упражнения. Рабы промахивались, злились, ругались, дрались, а юноши с презрением наблюдали, как те постепенно теряют человеческий облик. Затем в рабов плевали, кидали грязь и как скот пинали ногами. Юноши на всю жизнь запоминали смысл ритуала... Затем уже они состя­зались между собой в силе, ловкости, смелости, воинском мастерстве.

Позднее эллины разрешили взрослым мужчинам, имеющим внуков, употреблять разбавленное вино, но женщинам и муж­чинам, у которых еще могут быть дети, это строго воспреща­лось. Рабам же - рекомендовалось. Греки и Македонцы прези­рали персов, свободно употреблявших алкоголь, и много раз доказывали свое превосходство над ними, наголову разбивая их своими малочисленными отрядами.

Мы много читали и смотрели фильмов о них, но, к со­жалению, нигде не показывается, как преподавали им с дет­ства уроки трезвости и умеренности в еде. Мы рассказа­ли о посвящении в воины, но по свидетельству целого ряда античных авторов, был и еще один ритуал. Юношей, достиг­ших зрелого возраста, усаживали за стол, уставленный ви­ном и всевозможными яствами. По другую сторону стола уса­живали рабов и заставляли их (правда, шибко заставлять-то не приходилось) пить вино и неумеренно есть. Таким обра­зом, будущие воины; свободные граждане Спарты получали на­глядный урок не только самого процесса пьянства и oбжорства, но и последствий этого скотского застолья.

Почаще бы наши писатели, а особенно телевизионщики и кинематографисты, показывали нам моменты, в которых не смаковалась бы привлекательность вроде бы оправданных за­столий с отравлением алкоголем и табаком, а показывалась вся их неприглядность и унизительность для человека разум­ного. То есть всего-то навсего показывались все эти дела в истинном, а не в искаженном запрограммированном свете. После таких наглядных примеров, получаемых с раннего дет­ства, уверен надолго бы закрепились установки на здоровый образ жизни у многих людей. А нужно-то немного совсем - сказать правду.